?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

К вопросу о порядке заселения Таймыра
Часть1

В.В. Денисов,
исполнительный директор
Издательства «АПЕКС», писатель

Кажущееся многообразие трудов по истории, этногенезу и культуре таймырских народов и народностей в итоге так и не прояснили стройно и однозначно историю их появления на полуострове. При этом необходимо отметить, что вся письменная история практически полностью изучена.
В научном и обывательском обороте наряду с достоверными знаниями сосуществуют произвольно определённые штампы: «...по археологическим данным нганасаны живут тут более 2000 лет...» «...они — потомки древнейшего населения Таймыра...» Подтверждений тому найти решительно невозможно, это лишь версии, достаточно рискованные, несмотря на их осторожность. Критическому анализу ранее мешали советские подходы в исследованиях, а системных археологических исследований на полуострове, за исключением экспедиций Л. Хлобыстина, не проводилось.
Безнадёжно мутные определения, будто современные северные этносы являются потомками северного тундрового населения Евразии — неолитических охотников на дикого оленя, — тривиально ни в чём не убеждают: согласитесь, все народы мира так или иначе являются таковыми, ибо прошли путь от каменного копья неолита до уровня постиндустриала. Как показывает практика, современная этнографическая наука в определённый момент способна легко отказаться от здравого смысла и принять за основу какой-либо малоубедительный политический (идеологический) допуск. Однако мы вправе, опираясь на вполне рациональные подходы, попытаться смоделировать процессы развития с привлечением экономической науки, исследований генетиков и обыкновенного здравого смысла.
Когда наступило очередное похолодание, граница тайги опустилась к югу, климат стал более суров, и древние металлурги ушли с Таймыра на юг. Древние специалисты по выплавке бронз исчезли, не оставив будущим жителям полуострова никаких практик технологического наследия, нынешние местные народы никакого отношения к производственно-материальной культуре древнейших металлургов Таймыра не имеют.
К концу I тысячелетия н.э. на Таймыр пробовало зайти население из Западной Сибири, принёсшее новую вожпайскую культуру. Памятником её является стоянка Дюна 3 на р. Пясина. Возможно, здесь жили только зимой, ещё инерционно пытаясь производить изделия из бронзы. Но племена покинули полуостров, причиной чему, надо полагать, явились тяжелейшие природные условия и отсутствие экономического смысла. Тёплые времена закончились, тундра наступала, тайга уходила к югу. Существующая система жизнеобеспечения не могла более гарантировать безопасность в зимний период, а с оттоком соседей в Южную Сибирь прекратилась меновая торговля, исчезала система примитивного сбыта. Попытка заселения оказалась безуспешной, люди вернулись на родину. С исчезновением источника пополнения металлических изделий сюда реже стали заходить и сезонные охотничьи отряды с юга. Мы можем допустить, что попытки освоить территорию Таймыра не прекращались и в более позднее время — племена и роды пытались подняться по широте и закрепиться тут, но безуспешно. То, что ранее на Таймыре удавалось для более поздних племён, отныне стало невозможным — не позволяла суровость среды.
Принято считать, что к концу XVI века глиняная посуда почти полностью исчезает из обихода народов Таймыра, как и практика изготовления таковой. Вопрос, почему это произошло, повисает в воздухе. Осторожное предположение Хлобыстина, что причиной стало распространение кочевого образа жизни и появление металлических котлов, неубедительно, как кажется, и для самого автора. Затруднительно привести сколь угодно много примеров, когда социальная эволюция поворачивала вспять, и оседлое племя, имеющее в арсенале развитые ремёсла — гончарные, кузнечные и металлургические, умеющее строить дома на большую семью, вдруг отказывалось от сих благ, обращаясь в кочевников с более примитивным способом производства. Якуты, к примеру, сохранив в том числе и кочевой уклад, до позднейших времён сохранили гончарное и металлургическое (кузнечное) производство. Не стоит забывать, что отказ от керамики неизбежно повлечёт за собой спад в культуре, и это металлическим котлом не компенсируешь. Известно также, что в XVIII-XIX вв. оленеводы с удовольствием покупали в факториях фарфоровую посуду. Что касается появления металлических котлов, якобы «убивших» керамику, то встает вопрос: откуда товар? Непонятно, как появились столь древние котлы на Таймыре. Глядя на карту, понимаешь, что подобные изделия разными путями могли появиться со стороны Руси или Китая. Либо же были выменяны у якутов или эвенков, но это уже гораздо более поздние времена.
На долгие сотни лет Таймыр практически опустел. Вплоть до XVI в. существует археологическая лакуна — не обнаружено ничего. То есть, материальных свидетельств постоянного (по некоторым причинам мы пока не будем применять термин «оседлого») пребывания на Таймыре кого бы то ни было не найдено. Что в высшей мере странно. Почему? Потому что рельефы практически не изменились. Если вам сейчас удобно поставить стоянку в конкретном месте озера или на реке, закрытом от ветра, с удобным ручьём рядом, с глубокой бухтой, то точно так же удобным это место видели и люди древние. Кстати, именно в таких местах и обнаружены более ранние стоянки и культурные пласты. И вдруг — провал на тысячелетия… Получается, что вопреки ранее принятому мнению, необходимо отметить, что огромные северные земли до прихода русских практически пустовали.
Здесь мы отвлечёмся, чтобы поговорить об одном из ключевых факторов возможностей заселения любых территорий. Об уже упомянутых системах жизнеобеспечения. То есть о тех комплексах практик, организационных мер и комплектах построек, артефактов и элементов материальной культуры, которые в совокупности и позволяют людям жить в определённой природной среде достаточно уверенно и даже комфортно. Что касается Севера, то их немного. Их очень мало.
Всем знакома северная система жизнеобеспечения русско-европейского типа. Это — рубленая изба с энергосберегающей русской или голландской печью, комплект одежды, лодка у реки, санная повозка с лошадью либо собачья упряжка, охота с помощью капканов и огнестрельного оружия. Возможно примитивное сельское хозяйство. Основной носимый инструмент — топор. Лучшей системы жизнеобеспечения северного типа человечество не придумало. И по сей день именно такие комплексы отлично работают в самых экстремальных уголках планеты.
А что ещё? Как уже говорилось, северных систем жизнеобеспечения, позволяющих жить и работать в Заполярье, в Арктике, очень мало. Таковой является система жизнеобеспечения охотников на морского зверя. Добыча в приемлемых объёмах белковой пищи, большого количества необходимого для обогрева и пропитания жира позволяет жить с большой степенью автономности в суровой и даже безлесной местности. Оленей в ней нет, транспортом для преодоления больших расстояний по заснеженным поверхностям служат собаки и лёгкие морские лодки разных типов. Жильё делается из шкур зверя морского, либо полевого, добытого охотой. В качестве примера народностей, таковую систему практикующих, мы можем привести алеутов, инуитов и чукчей. Основной инструмент — большой нож, достаточный для разделки туши морского зверя.
Наконец, существует третья, последняя в ряду система. Система так называемого отгонного оленеводства ненецкого типа. Туда, как известно, входит возимый разборный чум, оленьи нарты, комплект одежды из оленьих шкур и достаточно большое стадо оленей, что позволяет практически постоянно возить по кочевьям запас пищи и сырья для регулярного воспроизводства этой системы.
Вот и всё. Больше систем не существует. Все остальные системы — уже таёжные. Например, тунгусская с верховым оленем позволяет жить и работать зимой в тайге, для которой она и создана. Но для полярной ночи, да и вообще зимы зоны лесотундры она уже не подходит.
Пространства ровных тундровых земель, безлесных, открытых, отлично просматриваемых диким зверем, накладывают известные ограничения для ходовой охоты, особенно зимой. Охота с луком возможна только летом, в местах скрадывания, добыча северного оленя — на летних поколках в местах речных переправ. Огромные расстояния решительно невозможно преодолевать пешим ходом, а практика полуземлянок не позволяет кочевать в поисках добычи. Нужен надёжный транспорт, компактное возимое жильё и относительная независимость от итогов зимних охот. Отгонное оленье стадо берегли, но часть его всегда можно использовать для жизненно необходимых нужд.
Возникает закономерный вопрос: а имелась ли у кого-либо из этносов, живущих по соседству с Таймыром, любая из вышеперечисленных практик? Нет, не имелась. На территории современной России круглогодичным (с постоянным проживанием) промыслом морского зверя занимались и занимаются лишь древнейшие русские поселения (с русско-европейской системой жизнеобеспечения) в районе Архангельска и Мурманска и чукчи — с системой арктическо-морской.
На Таймыре этого никогда не было. Нет и не было подобных систем и практик у современных северных народов Красноярского Севера. Правда, существует мифологический народ, постоянно проживавший на Севере Ямала и Гыдани и добывающий якобы морского зверя. Речь идёт о сихирта, или сиртя: в ненецкой мифологии — антропоморфные карлики, живущие под землёй. Некогда сихиртя жили на земле, в подземном мире они владеют стадами мамонтов («земляных оленей»), а выходя на поверхность, избегают встреч с людьми. Иногда сихиртя отождествлялись с русской чудью, однако существует предположение, что в образе сихиртя отражены воспоминания ненцев о досамодийском населении тундры. С долей вероятности мы можем допустить существование такого народа, живущего в Заполярье в совершенно иных климатических условиях и временах, о чём и говорилось в начале статьи. Никаких других систем и вариантов нет.
Но дело в том, что появление и поныне прекрасно работающей отгонной системы оленеводства происходило достаточно поздно, и фиксировалось уже письменной историей. Само проживание на огромных заснеженных просторах требует решения транспортного вопроса. Этому помогло домашнее табунное ненецкое оленеводство. Но оно появлялось у разных народов в разное время. Лишь с середины второго тысячелетия н.э. приуральские ненцы («каменные самоеды») начинают наращивать оленное поголовье и превращаются из охотников в пастухов. Это давало возможность и даже вынуждало их осваивать далёкие тундровые пастбища. По времени движение ненцев на север и восток совпадает с началом проникновения в эти земли первых русских торговцев. Так, известно, когда ненцы, которые и разработали таковую систему, появились в районе Мангазеи.

Comments

( 1 комментарий — Оставить комментарий )
gennadiy_kalnoy
19 окт, 2013 17:42 (UTC)
В.В. Денисов, в своем исследовании все мешаете в кучу. От горшков до котлов. Вы не упоминаете, что на юге нынешнего Красноярского края жили довольно развитые культуры, еще в раннем железном веке(тагарская (IX-IIIв.до н.э.) и другие культуры), которые владели развитым бронзолитейным делом,- были даже бронзовые котлы, которые вполне уживались с керамическими горшками. У них существовали торгово-обменные связи и с предками тунгусов и якут.
Явно предки этих более развитых культур волнообразно прорывались на север (в неолите), что и подтверждено исследованиями Л.П. Хлобыстина на р. Пясина (форма вислообушных топоров явно южносибирская). Соответственно они и производили керамику. Опыт переселения явно не удался. Вполне конфортней было продвигаться на запад (первая волна скифы и далее савроматы, сарматы). А нынеживущие на Таймыре самоедские племена не знали не бронзолитейное дело и горшков не лепили. Да и появились они поздно. А.А. Попов пишет, что по ясашным книгам Мангазеи (XVII в.), нганасаны платили дань соболями, т.е. жили в северной тайге. А долган еще не было.
Даже в 30 годы прошлого века исследователь подчеркивал: " Все производство носит почти исключительно потребительский характер.....Поэтому не может быть и речи о профессионалах ремесленниках". Поэтому ИМХО у нганасан не было регрессии в развитии, потому, что не было прогресса. Керамическое производство, это культура (основной вид деятельности характеризующий древнюю культуру), чего самоеды не оставили в истории. По Гумилеву,- не пассионарный народ.
( 1 комментарий — Оставить комментарий )

Profile

эмблема фирмы
apex_norilsk
apex_norilsk

Latest Month

Январь 2015
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow