?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Какую дату рождения Николая Николаевича
Урванцева считать истинной
(к юбилею первооткрывателя Норильска)

Станислав Анатольнвич Стрючков,
коммерческий директор Издательства «АПЕКС»,
член Союза журналистов России

В 2013 году прогрессивная общественность (особенно норильская) праздновала 120 лет со дня рождения Николая Николаевича Урванцева — выдающегося геолога, географа, путешественника, первооткрывателя и основателя города Норильска. Празднования были назначены на 29 января, день, когда согласно Большой советской энциклопедии родился юбиляр. Однако, несмотря на авторитетность указанного источника, я решил перепроверить информацию, пользуясь тем, что за многие годы исследовательской работы стал обладателем внушительного архивного материала о жизни этого человека.
И начал с автобиографии, анкеты и других личных документов, коих за свою жизнь Николай Николаевич написал немало, и тут же обнаружил разночтения. Во всех материалах без исключения знакомым почерком была указана дата рождения 17 (30) января 1893 года.
Чтобы разобраться, когда и куда именно вкралась ошибка, необходимо понять особенности летоисчисления старого и нового стиля. Всего в мире существует несколько различных летоисчислений. Известны тропический, сидерический, аномалистический, затменный, юлианский и григорианский календари. Все они имеют определённую погрешность с астрономической точки зрения, но нас интересуют только юлианский и григорианский календари.
В течение семнадцати веков большая часть человечества жила по юлианскому календарю (старому стилю), введённому ещё Юлием Цезарем. Но в 1582 году папа римский Григорий ХIII ввёл новое, более точное летоисчисление, потому что накопившаяся погрешность начала мешать проведению некоторых христианских праздников и обрядов. Появился григорианский календарь (новый стиль), более удобный во всех отношениях. Православный мир, однако, не торопился менять календарь, поэтому с этого момента расхождение между двумя стилями стали накапливаться. Так, в XVII веке разница составила 10 дней, в XVIII веке — 11 дней, в XIX-м — 12, а в 1918 году, когда Россия перешла всё же на новое летоисчисление, погрешность достигла 13 дней. Вот и записали в паспорте молодого учёного Урванцева новую дату рождения 30 января, вместо старой — 17-го. Так и праздновал человек всю свою жизнь день рождения именно 30 января.
Впоследствии это событие вышло за рамки частного торжества. С годами к этим праздникам присоединялось всё больше людей и организаций, потому что постепенно Николай Николаевич стал доктором наук, профессором, почётным гражданином Норильска и ещё много кем — масштабной исторической личностью. Его дни рождения отмечали в разных организациях и на разных уровнях, вплоть до правительственного, и всегда только 30 января.
Однако, в семидесятых годах прошлого века начала издаваться Большая советская знциклопедия — уникальный, 30-томный свод знаний. И вот там-то впервые, в 27-м томе, появилась статья о выдающемся учёном, с уточнённой датой рождения — 29 января. Составители вспомнили о том, что родился Урванцев в XIX веке, когда разночтения между календарями достигали, как мы только что выяснили, 12 дней. Вот дату рождения и поправили, не согласовав эти изменения с юбиляром.
Неизвестно, знал ли сам учёный, что согласно лучшему справочному изданию страны он родился совсем в другой день. Тем не менее, до самой свой смерти (прожил он 92 года!) Николай Николаевич праздновал день рождения 30 января, а вместе с ним и норильская общественность, что подтверждают все газеты того времени.
Впервые вопрос о неправильной дате рождения поднял известный норильский историк Анатолий Львов, но только лишь в 1988 году, через три года после смерти юбиляра: «И последнее замечание — для будущих биографов. В паспорте Николая Николаевича было записано: родился 30 января. Датой рождения Елизаветы Ивановны считалось 26 сентября. Разныглн путями, но точно определены истинные даты: в обоих случаях (!) на день раньше. Т.е. правильно: 29 января и 25 сентября 1893 по новому стилю...»
Как видим, он считает энциклопедические данные правильными и ставит себе в заслугу восстановление «истины». Смущает только, что в последнем своём (весьма обширном, замечу) интервью с Урванцевым, опубликованном в 1983 году, историк ни разу не усомнился в правильности даты рождения Николая Николаевича и не задал ему соответствующих вопросов. А ведь энциклопедия к тому времени уже лет пять как была на полках у всех интеллигентных людей, а в библиотеках и подавно...
Странно, но после этого «новая» дата рождения — 29 января — прижилась в печати, и те же самые газеты, что относительно недавно (при жизни) поздравляли основателя города 30 числа, с лёгкостью перешли на 29-е после его смерти. Память людская коротка...
«Как же теперь быть?» — спросит меня пытливый читатель. «Переложите ситуацию на себя», — отвечу я ему. Пожалуй, никто не станет переносить свой день рождения, ориентируясь на справочник, даже если это БСЭ. Сам Николай Николаевич Урванцев считал датой своего рождения 30 января, и мы, благодарные потомки, уважая великого учёного, должны делать то же самое. Чтобы ошибки не накапливались, потому что календарь судьбы не допускает старых и новых стилей.

Comments

( 1 комментарий — Оставить комментарий )
insar
16 сент, 2014 03:35 (UTC)
Причём здесь справочник? Дело не в справочнике, а в безголовых паспортистах зари советской власти, которые не умели переводить старый стиль на новый. В тогдашнем бардаке на десятки лет ошибались, не то, что на один день. Николай Урванцев родился 17 января по старому стилю, что для XIX века однозначно даёт дату 29 января. А уж отмечать этот день он может когда ему заблагорассудится, хоть 29 февраля.
( 1 комментарий — Оставить комментарий )

Profile

эмблема фирмы
apex_norilsk
apex_norilsk

Latest Month

Январь 2015
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Page Summary

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow